Главное о кейсе
«Приоритет» — крупнейшая государственная программа по развитию российских университетов. Системный интегратор «Паравеб» разработал новый фирменный стиль программы создал единую цифровую платформу, объединившую сайт, систему личных кабинетов, систему проведение заседаний Совета по поддержке программ развития и полный электронный документооборот. Впервые весь процесс — от подачи заявок вузами до экспертизы, защиты и формирования итогового протокола — был реализован полностью онлайн. Решение позволило автоматизировать конкурсные процессы, снизить нагрузку на университеты и задало стандарт для цифровизации федеральных программ. Социоцентр выступил как координатор работы вузов и заказчик площадки для реализации программы, которая совместила офлайн и онлайн.
Как проект изменил жизнь пользователей
Для университетов
Подача заявок, работа с документами, отчётность и взаимодействие с министерствами перешли в полностью электронный формат.
Вузы больше не собирают справки вручную, не дублируют информацию и не тратят время на подготовку больших пакетов документов, а могут сосредоточиться на содержании и качестве своей заявки. Все юридические данные, статистика, отчётность, публикации и показатели автоматически загружаются в личный кабинет (интеграция с Scopus/ЕГРЮЛ).
У университетов появился личный кабинет, где можно удобно загружать файлы, согласовывать программу развития и отслеживать статус заявки в режиме реального времени.
Для экспертов
Эксперты получили удобный личный кабинет для изучения заявок, сравнения показателей, оценки университетов и голосования.
Теперь весь цикл экспертизы проходит без бумажных материалов, автоматически формируется статистика и наглядные диаграммы, а сами заявки доступны в удобном виде и в PDF. Это ускорило и упростило работу экспертного сообщества.
Для членов комиссии
Комиссия получила цифровой сервис, где доступны все материалы по университетам: показатели, заключения экспертов, презентации, списки участников защиты.
На офлайн заседании комиссия работает с планшетами, на которые загружен специально разработанный сервис, а результаты голосования автоматически отображаются на общем экране. Процесс стал прозрачным, быстрым и управляемым.
Для оператора программы
Социоцентр получил надёжный инструмент мониторинга, с помощью которого можно сопровождать вузы, видеть статус всех заявок, отслеживать изменения и формировать отчёты. Цифровизация снизила нагрузку на операторов и исключила риск потери данных.
Для государства
Процесс выдачи грантов стал прозрачным, контролируемым и единообразным.
Цифровая архитектура проекта была признана успешной и стала референсом для других федеральных инициатив, где требуется объективный и автоматизированный конкурсный отбор.
Бизнес-задача и ее решение
В 2025 году флагманская программа развития российских университетов «Приоритет 2030» прошла через масштабную трансформацию. Изменились критерии оценки эффективности участников, механизмы финансирования и сама роль университетов в научно-образовательной экосистеме страны. Программа перешла к новой миссии — формированию технологического лидерства и поддержке университетов, которые определяют научно-технический курс России.
Эти изменения потребовали полной перезагрузки диджитал экосистемы проекта. Прежний фирменный стиль и цифровые инструменты перестали отражать новую суть программы. Перед интернет-агентством «Паравеб» стояла двойная задача:
— обновить фирменный стиль, сохранив преемственность и узнаваемость бренда;
— разработать 3D-анимации для динамичного представления бренда на мероприятиях, включая визуализации топ-5 кластеров программ (биомедицинские технологии, микроэлектроника и фотоника, новые материалы, транспорт, новая и цифровая предпринимательская среда).
— создать удобные цифровые сервисы и шаблоны, которыми смогут пользоваться сотрудники университетов без профессиональной поддержки.
Также предстояло решить комплексную задачу: автоматизировать процесс подачи заявок, экспертной оценки и выдачи грантов, снизить трудозатраты университетов и полностью отказаться от бумажного документооборота. Для этого требовалось создать сайт программы и систему личных кабинетов с полностью оцифрованными процессами от загрузки документов до заседания комиссии.
Ключевым шагом стало создание единого источника хранения и обработки данных, который собирает информацию из верифицированных внешних систем, передаёт её в личные кабинеты и исключает расхождение данных между веб-и аналитической частью. Это обеспечило прозрачность всех этапов отбора и позволило автоматизировать те процессы, которые раньше требовали значительных ресурсов и ручной проверки.
Крафт (мастерство), реализация, технические детали
Сложности, с которыми мы справились
1. Необходимость создания универсальной системы сбора отчетности.
2. В процессе разработки периодически менялось техническое задание и другие вводные.
3. Большая нагрузка на систему — около 3000 пользователей одновременно вводили информацию на сайте и загружали большие медиаданные.
4. Сжатые сроки разработки.
5. Сбор большого объема информации из внешних источников.
Результаты
Мы сделали весь процесс от подачи заявок на поддержку до проведения экспертизы и публикации итогов голосования удаленным, он проходит в цифровом формате. Эта мера обеспечила прозрачность голосования и системы отбора для всех участников процесса.
Вузы-участники программы в личном кабинете могли ознакомиться со всеми поданными заявками, сравнить свои результаты с результатами других соискателей по открытым критериям и показателям, заданным Министерством образования и науки РФ.
Программа «Приоритет 2030» задала тренд среди государственных учреждений и министерств России в части проведения всего процесса конкурсного отбора удаленно, онлайн.
Опыт проведения конкурса и технологии, использованные в разработке программы «Приоритет 2030», тиражируемые, их уже перенял федеральный проект «Передовые инженерные школы» Минобрнауки РФ, а также Министерство сельского хозяйства РФ.
Успех проекта и цифровой формат выдачи грантов, внедренный в программе «Приоритет 2030», задал новый виток развития технологий и в других министерствах и государственных организациях России, которые стремятся к полной оцифровке процессов взаимодействия с вендорами, подрядчиками и подведомственными организациями.
Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком
Обновление фирменного стиля
Наконец в процессе брейншторма с заказчиками родилась идея, которая стала основой финальной концепции: визуальная метафора тетриса. Это простая и мощная аллегория — из маленьких элементов складывается что-то большое и цельное. Как в тетрисе, где каждая фигура — часть общего замысла, где форма и действия приводят к содержанию, так и в программе «Приоритет»: отдельные образовательные программы формируют стратегию вуза, вузы — объединяются в программу развития, нацеленную на технологическое лидерство страны.
Мы взяли эту идею и встроили в структуру визуального языка. На первый взгляд, старая форма логотипа — циркумфлекс — сохранилась. Однако теперь это силуэт стрелки вверх, которая складывается из трех равных квадратов, каждый из них символизирует движение, рост и направление.
Квадрат — это лаконичная и геометрически чистая форма, с которой легко работать. Из неё мы построили целую визуальную систему: квадраты трансформируются в паттерны, могут складываться в логотип или «рассыпаться» на носителях.
Ассоциативный ряд, на котором строилась система, включает такие понятия, как направление, рост, изменение, открытость, честность, мышление, гибкость и адаптивность. Всё это отражается в геометрии, движении и композиции.
Как проходила разработка
Условно процесс разработки можно разделить на две части. Сначала был запущен промо-сайт программы, на котором была опубликована информация о порядке проведения и критериях оценки заявок на гранты.
Затем появился личный кабинет вузов, где участники могли заполнить заявку, загрузить необходимые документы в электронном формате и поставить подписи ответственных лиц с использованием электронно-цифровой подписи.
Из каких этапов состояла программа?
1. Подача заявок
Вузы подавали заявки на участие в программе в электронном виде. Мы собирали данные об университетах из других систем и загружали их в личные кабинеты.
В процессе реализации программы «Приоритет 2030» Социоцентр активно взаимодействовал с Минобрнауки РФ, Минцифры РФ, РАН, Министерством здравоохранения, Министерством обороны и Министерством финансов РФ.
Минобрнауки и Министерство финансов РФ предоставляли статистическую информацию о вузах-участниках программы для проведения экспертизы. Общие показатели по университетам и вся их отчетность, которую они когда-либо сдавали, добавлялись в личный кабинет. Это позволило уменьшить загруженность соискателей грантов, чтобы они могли сосредоточиться на содержании заявок и не запрашивать информацию, которую можно получить от Министерств автоматически, в электронном виде.
Из Единого государственного реестра юридических лиц загружались реальные адреса, сведения о руководителе и прочая юридическая информация.
Часть показателей, например задолженности или лицензии на образование, заполнялись автоматически на основе общедоступных источников.
Также в личном кабинете была доступна цифровая база данных научных публикаций из Scopus и Web of Science.
Таким образом, в своих заявках вузы заполняли только плановые прогнозы — программу развития, разбитую на разделы. В личном кабинете сотрудники университета были ответственными за наполнение своих разделов. После того, как ректор утверждал каждый из разделов, подписывалась вся программа целиком.
Далее программа шифровалась, после чего все данные были доступны к просмотру только для того, кто их зашифровал, и для представителя Минобрнауки, который должен был проводить вскрытие.
2. Экспертиза
После вскрытия заявок статистика по университетам — что за университеты подали заявки, из каких они регионов, сколько в них учится студентов и преподавателей — трансформировалась в изображения и диаграммы и попадала на промо-сайт «Приоритета».
Далее программа передавалась на оценку в личный кабинет эксперта, в котором специалисты РАН и Минцифры РФ проводили экспертизу поданных заявок и оценивали их по открытым критериям. Эксперты знакомились с различными метриками — денежные объемы университета, количество партнеров, гарантийные письма, задолженность по налогам и так далее — и самой программой вуза, разбитой на разделы. Эти данные были доступны для скачивания в PDF-формате.
Голосование экспертов также проходило онлайн, в их личных кабинетах.
3. Защита
Результаты экспертизы направлялись в личные кабинеты членов комиссии, где они знакомились с программой университетов, читали заключения экспертов и готовили список вопросов для очного заседания, на котором ректоры представляли свои программы.
На период заседания комиссии выдавали планшеты, на которых были собраны показатели, выдержки из программ вузов и результаты работы экспертов. На планшете можно было посмотреть презентации, которые вузы также загружали в личные кабинеты, и список с фотографиями сотрудников университета, участвующих в защите. На планшетах комиссии и на табло с общим расписанием для вузов информация управлялась модератором в реальном времени.
После всех защит проходило закрытое обсуждение, на котором комиссия выставляла оценки — они выводились на информационных табло и планшетах. Так определялся рейтинг университетов — комиссия решала, сколько университетов войдет в программу. Затем формировался протокол заседания.
4. Доработка и внесение изменений
Вузы, попавшие под программу развития, получали расширенный доступ в личный кабинет, заполняли дорожные карты (детализированные поэтапные планы на несколько лет), добавляли сотрудников и вели проект, отчитываясь за текущие результаты. Всю их деятельность видил Социоцентр и передавал информацию в Минобрнауки РФ.
В 2022 году из-за внешних обстоятельств международное сотрудничество университетов значительно сократилось. Поэтому комиссия и другие надзорные органы проекта рекомендовали некоторым вузам внести изменения в свои программы,.
Разработанная нами система позволяла оперативно менять и корректировать стратегический вектор развития университета. Процесс согласования изменений занимал около недели и полностью проходил в электронном виде. Комиссия направляла университету рекомендации, у него было несколько дней, чтобы внести изменения, затем проходило согласование изменений в Минобрнауки РФ.
Если у вузов возникали какие-либо вопросы, они могли легко обратиться в Социоцентр через личный кабинет.
Скриншоты
Комментарий заказчика
Команда проявила высокий уровень компетентности, внимательность к деталям и глубокое понимание специфики образовательных организаций и их программ развития. Отдельно отмечаем комплексный подход к работе с большими данными, оперативность в решении задач и умение выстраивать эффективную коммуникацию между всеми участниками проекта. Благодаря командной работе «Паравеб» удалось создать стабильную и удобную систему цифровых сервисов и личных кабинетов, значительно повысивших прозрачность и эффективность процессов программы. Социоцентр рекомендует «Паравеб» как надежного и ответственного партнёра.