Главное о кейсе
Создали web-сервис для отслеживания состояния транспорта и действий водителей. Система «Орион Трекинг» позволяет транспортным компаниям отслеживать автомобили в реальном времени с помощью ГЛОНАСС, минимизировать расходы на эксплуатацию техники и развивать команду водителей. Сервис анализирует информацию, поступающую от тахографов, которые установлены в машинах.
Как проект изменил жизнь пользователей
Наш заказчик предоставляет сервис «Орион Трекинг» своим клиентам, среди которых — крупнейшие игроки рынка грузоперевозок. Сейчас многие аналогичные продукты ушли из России, и у грузоперевозчиков возникла потребность в отечественном решении. Система позволяет перевозчику экономить деньги на топливе и техническом обслуживании техники за счет более бережного вождения. Для этого в каждой машине устанавливается терминал, который аккумулирует данные с датчиков: скорость движения, периоды холостого хода, нажатие педалей, расход топлива и другие параметры. Все эти данные обрабатываются в реальном времени, чтобы владелец автопарка мог получать актуальные сводки и вовремя реагировать на случаи неэкономного вождения. В год экономия благодаря нашей разработке может достигать 200 тысяч рублей. Также на основе данных от сервиса владелец компании может помогать своей команде расти профессионально: составлять программу тренировок для водителей на основе их собственных ошибок.
Бизнес-задача и ее решение
От нас требовалось разработать web-сервис, который сможет оперативно обрабатывать огромные массивы данных и предоставлять клиенту отчётность о состоянии автомобилей, качестве вождения водителей, маршрутах, расходе топлива и производить оценку по группам показателей. Также IT-решение должно было включать:
— личный кабинет пользователя с доступом к отчетам, рейтингам, истории поездок и другому функционалу;
— личный кабинет и мобильное приложение для водителя с рейтингом и детализацией штрафов;
— интеграцию с ГЛОНАСС, интерактивную карту с возможностью отследить путь машины, заправки и сливы топлива, места, где, водитель получил штрафы;
— расписание работы водителей, которое составляется как автоматически, с помощью личных карт тахографа или мобильного приложения, так и вручную;
— дашборды водителей с подробной информацией и рейтингом, детализированные карточки транспортных средств.
Крафт (мастерство), реализация, технические детали
Интересными техническими решениями были интеграция с системой ГЛОНАСС и обработка данных. Данные с терминала автомобиля необходимо собирать постоянно, чтобы не пропустить изменения и нарушения. Так, когда машина стоит с заглушенным двигателем, информация от ГЛОНАСС приходит в систему раз в 5 минут, во время движения — каждую секунду. Это позволяет с максимальной точностью оценить прохождение водителем маршрута.
Система получает данные от каждой машины, потом обрабатывает их различными процессорами и рассчитывает характеристики ее состояния и различные показатели. Процессор — это скрипт, который вычисляет значение для конкретного процесса. Например, один скрипт может определять угол наклона местности по координатам автомобиля, другой — рассчитывать расход топлива, третий — определять скорость машины в заданный промежуток времени. Так, превышение скорости засчитывается, если водитель более пяти минут ехал быстрее допустимого: процессор анализирует для этого сообщения от тахографа за нужный промежуток времени. При просмотре карточки автомобиля пользователь видит уже рассчитанные данные. Вывести отчет можно за любой промежуток времени: благодаря ClickHouse он будет готов за несколько секунд.
Главная сложность интеграции с ГЛОНАСС заключалась в строгом ограничении количества запросов: не более одного запроса в секунду. В сервис занесено большое количество машин, и чтобы не допустить бана, мы создали менеджер очередей с помощью Redis. Используем ключ блокировки, чтобы не превысить число запросов: программа не обращается к ГЛОНАСС, если он включен, и периодически проверяет состояние. После каждого запроса ключ обновляется.
Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком
Заказчик обратился к нам с уже готовой идеей сервиса, который помог бы заменить ушедшие с российского рынка аналоги. Мы приступили к работе, плотно взаимодействовали с командой клиента.
Для владельцев создали кабинет с доступом к данным машин и водителей, информации о маршрутах и штрафах, картам, таблицам. Завести аккаунт для владельца можно быстро, после этого он сможет добавлять свои автомобили в систему. Для удобства мы предусмотрели возможность создавать группы машин, чтобы применять одни и те же настройки для одинаковых моделей транспортных средств. Основной инструмент для анализа — сводный отчет, и мы сделали его в форме настраиваемой таблицы. Всего для сравнения доступны 23 параметра, и пользователь может вывести необходимый набор колонок отдельно. Для расчетов используются формулы, в сервисе можно открыть любую из них.
Главная отличительная особенность «Орион Трекинг» — мониторинг в системе работает фактически в реальном времени. То есть пользователь может работать с данными хоть каждый час, хоть каждый день. А значит, анализировать отчетность и корректировать работу водителей можно не раз в неделю или месяц, а ежедневно.
Для водителей мы разработали веб-сервис и позже запустили удобное мобильное приложение. С его помощью можно не только увидеть свой рейтинг и штрафы, но и авторизоваться на рейс. Раньше водители использовали для авторизации индивидуальные карты тахометров, теперь достаточно смартфона.
Сейчас мы продолжаем развивать продукт, добавлять новый функционал. С заказчиком постоянно поддерживаем связь в чате и 2–3 раза в неделю созваниваемся с командой для обсуждения задач. Также примерно раз в год встречаемся очно.
Скриншоты