Рассказываем, как переиспользовать и монетизировать базу пользователей, которая накопилась за несколько лет. А также на каких фичах можно сэкономить, чтобы запуститься за короткий срок.
⬤ О клиенте
С 2008 года eLama автоматизирует рекламные кампании для малого и среднего бизнеса. С eLama можно настроить рекламу в 19 разных системах: например, подключить Яндекс.Директ, запустить SMS-рассылки или начать продвижение в соцсетях.
⬤ Идея биржи
В eLama хотели переиспользовать накопленную за 15 лет базу опытных маркетологов. Также у eLama есть экспертиза в маркетинговых инструментах: ребята знают, какие результаты они приносят и какая у них справедливая цена.
Так компания обратилась к нам с задачей разработать биржу, которая объединила бы 5000+ экспертов по работе с 70+ маркетинговыми услугами и заказчиков, которым нужны эти услуги.
⬤ Что реализовали
— Каталог из 70+ услуг с фиксированной стоимостью: от маркировки рекламы до оформления магазина на маркетплейсе
— Чат по задаче с функцией прикрепления файлов
— Уведомления по статусу задачи, которые приходят на почту и в интерфейс биржи
— Интеграцию с биллингом: вся оплата проходит с баланса личного кабинета пользователя eLama без переходов в другие сервисы
Как проект изменил жизнь пользователей
⬤ Заказчик тратит 2 минуты на постановку задачи
На бирже есть 70+ стандартизированных услуг по категориям с кратким описанием. Для каждой услуги описаны типовые условия взаимодействия и необходимые входные данные. По итогу на постановку задачи заказчиком уходит не более двух минут.
⬤ Профессиональные исполнители не уйдут с биржи из-за демпинга новичков
На обычных биржах часто возникает проблема демпинга. Новички снижают цены, чтобы привлечь первых клиентов, и это заставляет опытных фрилансеров покидать платформу, так как работать за низкую оплату невыгодно. В итоге на таких биржах остаются менее квалифицированные специалисты, что сказывается на качестве услуг.
В eLama стоимость типовых услуг фиксирована и рассчитана заранее, что исключает демпинг. Опытные специалисты остаются на платформе и получают достойную оплату за свою работу. У заказчиков же есть широкий выбор профессионалов по справедливым ценам.
Бизнес-задача и ее решение
⬤ Бизнес-задача клиента
1. За 15 лет eLama накопила базу заказчиков и проверенных исполнителей из 5000+ фрилансеров и агентств в сфере маркетинга. Целью проекта было монетизировать эту аудиторию.
Заказчик проскорил своих экспертов по объёму работ и эффективности рекламных кампаний, а также типизировал самые востребованные услуги по интернет-маркетингу и работе с платным трафиком.
Для собранной аудитории нужно было разработать биржу услуг.
«Идея фриланс-биржи не нова, но если у какого-то игрока на рынке появляется нечестное преимущество в виде большой базы исполнителей, как у eLama, то это хорошая заявка на успех. Поэтому, когда в январе Илья, CEO IT-платформы eLama, рассказал по-секрету, что хочет запустить биржу, я поверил, что это взлетит».
— Максим Павлов, управляющий партнёр KTS.
«Нашей задачей было не просто создать какой-то отдельный продукт на аутсорсе, а развить уже существующий, дав нашим пользователям дополнительный заработок.
Мы уже сотрудничали KTS по их продукту Smartbot Pro. Этот продукт входит в экосистему eLama и доступен нашим пользователям на особых условиях. Видим, что ребята из KTS вовлечены в развитие Smartbot. Мы поняли, что можем с их помощью развивать и новое бизнес-направление».
— Илья Ерметьев, CEO IT-платформы eLama.
⬤ От MVP за 2 месяца до релиза полноценной биржи
Мы начали делать биржу в конце апреля 2023. Через два месяца после старта выпустили MVP и создали лендинг, чтобы привлечь в биржу первых заказчиков.
В тестовый период через биржу прошло 200+ заказов. eLama провела интервью с клиентами и выделила важность и очередность следующего функционала. Мы продолжили разработку.
На сегодняшний день через биржу прошло 1100+ заказов, которые принесли заказчикам 20 млн рублей.
Мы разработали фичи, которые привычны пользователям по другим биржам:
◉ Каталог из 70+ услуг по интернет-продвижению с фиксированной ценой
◉ Редактируемый профиль исполнителя, в нём — опыт работы, «стаж» сотрудничества с eLama и предпочтительные бизнес-ниши
◉ Функция отклика за ~2 минуты: заказчику достаточно указать дедлайн, необходимость договора для оплаты и по желанию комментарии к задаче
◉ Изменение стоимости услуги, если в процессе обсуждения объём работы увеличится
◉ Чат по заказу с возможностью прикреплять файлы, например, готовый логотип для бренда
◉ Уведомление о статусе заказа в чате и на почте
◉ Интеграция с биллингом: оплата заказов проходит с баланса личного кабинета пользователя eLama
◉ Безопасная сделка: исполнитель получает деньги на расчетный счет только после утверждения готовой работы
⬤ Интеграция с биллингом
На платформе eLama уже был реализован биллинг, в котором пользователи пополняли свой баланс и тратили деньги на рекламные услуги. Чтобы биржа стала ещё одним разделом единой платформы, все расчёты решили проводить через тот же биллинг.
Операции происходят автоматически: система проверяет наличие средств перед созданием заказа → замораживает деньги на время выполнения задачи → списывает их только после успешного завершения.
⬤ Бесшовный переход в биржу
Биржа интегрирована в платформу eLama с помощью iframe. Это делает биржу частью единого личного кабинета eLama.
Чтобы этого достичь, мы:
1. Использовали существующий UI-кит eLama и сохранили фирменную стилистику элементов интерфейса: кнопок, шрифтов и цветов.
2. Сынтегрировали авторизацию биржи с авторизацией платформы: пользователю не нужно повторно вводить логин и пароль для входа.
⬤ Развёртывание биржи
Развёртыванием занимались DevOps-инженеры eLama. Чтобы упростить задачу, мы описали все инструкции по запуску всех компонентов сервиса.
Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком
В начале разработки мы получали детально проработанные требования от бизнес-аналитика eLama, по которым достаточно было только технически проектировать сервис.
При дальнейшем развитии продукта такая последовательная схема взаимодействия стала менее эффективной. Чтобы ускорить процесс и обойти лишние этапы, мы пришли к единой команде, когда требования прорабатываются одновременно и бизнес-аналитиком заказчика, и нашим системным аналитиком.
Скриншоты
Видео
Комментарий заказчика
Нашей задачей было не просто создать какой-то отдельный продукт на аутсорсе, а развить уже существующий, дав нашим пользователям дополнительный заработок.
Мы уже сотрудничали KTS по их продукту Smartbot Pro. Этот продукт входит в экосистему eLama и доступен нашим пользователям на особых условиях. Видим, что ребята из KTS вовлечены в развитие Smartbot. Мы поняли, что можем с их помощью развивать и новое бизнес-направление.