Главное о кейсе
B2B-портал для крупного производителя женской, мужской и детской одежды.
В настоящее время к сервису подключено более 80 партнеров компании.
Как проект изменил жизнь пользователей
1. Удобство оформления заказов: пользователи могут размещать заказы через B2B-портал, без необходимости общаться по телефону с персональным менеджером или посещать физический офис. Это позволяет им экономить время и процесс оформления заказов.
2. Постоянный доступ к информации: у пользователей есть доступ к информации о наличии товаров, ценах, скидках и других актуальных данных 24/7. Это позволяет им быть в курсе всех изменений и принимать взвешенные решения при покупке.
3. Персонализация: B2B-портал предоставляет пользователям персонализированные рекомендации, основываясь на предыдущих заказах и предпочтениях. Это помогает быстрее находить нужные товары и повышает удовлетворенность от взаимодействия с порталом.
4. Улучшенное взаимодействие с дистрибьюторами и дилерами: благодаря порталу упрощен процесс коммуникации и взаимодействия. Дистрибьютору и дилеры могут оперативно задавать вопросы, получать информацию о поставках и отслеживать статусы своих заказов.
5. Автоматизация бизнес-процессов: с помощью B2B-портала автоматизироватны многие рутинные задачи, такие как оформление заказов, оплата счетов и отслеживание поставок.
6. Аналитика и отчетность: B2B-портал предоставляет пользователю доступ к аналитическим данным и отчетам о его заказах, продажах и других показателях. Это помогает анализировать свою деятельность, принимать обоснованные решения и оптимизировать свои бизнес-процессы.
Бизнес-задача и ее решение
Цель: автоматизировать работу компании Clever с текущими дистрибьюторами и дилерами и увеличить эффективность b2b-продаж с помощью внедрения новых сервисов и инструментов.
С помощью B2B-портала компания хотела автоматизировать прием и обработку оптовых заказов, привлечь новых партнеров, наладить документооборот и многое другое.
Задачи:
- разработать b2b-каталог с классификатором, фильтрами и разными группами цен для разных категорий пользователей;
- настроить процесс оформления заказа с набором разных сущностей: резерв, заказ, предзаказ, поставка, отгрузка;
- создать удобный и функциональный личный кабинет для 4 ролей клиентов;
- организовать интеграцию b2b-портала с учетной системой Заказчика на базе 1С по разным сущностям c использованием асинхронного обмена;
- реализовать возможность прямого общения менеджеров с клиентами посредством чата "Связь с менеджером";
- организовать сервис документооборота в рамках личного кабинета;
- реализовать систему региональной доступности товаров в каталоге.
Процесс
Проект был изначально разделен на 4 этапа.
1. Реализация витрины товаров, формы обратной связи и возможности подать заявку на партнерство, интеграция с 1С, поиск по сайту, настройка редиректов со старого сайта. Реализация бизнес-процесса рассмотрения заявки на партнерство.
2. Реализация каталога товаров, корзины и оформления заказа с возможностью резервирования товаров в наличии и по предзаказу, а также с предоплатой и постоплатой. Разработка личного кабинета для внешних пользователей (регистрация, авторизация новых клиентов), раздела “Дебиторская задолженность”.
3. Добавление функций запуска бизнес-процессов с b2b-портала и Битрикс24 и получения результата бизнес-процесса в данных системах. Реализация модуля “Чат”, план продаж и другие доработки личного кабинета для внешних пользователей.
4. Введение новых ролей “Дистрибьютор” и “Клиент, работающий с дистрибьютором”. Реализация API для синхронизации наличия, остатков, цен и заказов Дистрибьюторов и др.
Новая версия b2b-портала в отличии от старой имеет широкие возможности: умный фильтр, сортировка, сравнение товаров, “недавно смотрели”, хиты продаж, распродажа, коллекции, карточка быстрого просмотра и т.д.
Товары и торговые предложения с актуальными остатками выгружаются из 1С заказчика. Торговые предложения реализованы не по классической схеме, а в виде кастомного выбора цвета, размера и количества.
Для товаров и торговых предложений существуют 2 типа цен:
- Базовая цена - по умолчанию выгружается из 1С, доступна для всех пользователей.
- Распродажная цена - выгружается вместе с базовой ценой, доступна только для авторизованных пользователей.
Особенности оформление заказа
1. Реализована возможность объединения заказов, которые находятся в одном статусе. 1С может как удовлетворить запрос, при этом объединенные заказы удаляются и создается новый, так и отклонить его, тогда заказы возвращаются в первоначальный статус.
2. Предусмотрена возможность выгрузки всех картинок товаров, которые находятся в заказе.
3. Реализована нестандартная бизнес-логика оформления заказа. Конечной целью бизнес-процесса оформления заказа является формирование поставки:
- Формирование поставки может быть как на один заказ, так и на несколько.
- Пользователь выбирает соглашение, по которому он хочет осуществить отгрузку (перечень синхронизируется с 1С).
- Далее пользователь выбирает один из способов доставки заказа: доставку или самовывоз в конкретную дату.
- При формировании поставки в 1С отправляется запрос на создание отгрузки.
- После того как отгрузка собрана, из 1С передается статус “Отгружен”.
Предзаказы
Пользователь также может оставить заявку на предзаказ - это сбор заявок до пошива коллекции. Отличие от заказа в том, что здесь нет системы скидок и не отображаются остатки. Предзаказ также синхронизируется с 1С, осуществляется бронирование заказа и присваивается статус “создан в резерв”. Предзаказы можно при необходимости редактировать. После отшива коллекции из 1С приходит статус “Обеспечен”, после чего партнер может переводить предзаказ в заказ и поставку по сценарию, описанному выше.
Личный кабинет партнера
В профиле партнера отображаются:
- личные данные (персональный менеджер и его контакты, наименование партнера, реквизиты и т.д.);
- сотрудники и партнеры: возможность добавления обеих сущностей автоматизирована, данные отправляются в 1С, а на e-mail партнера/сотрудника приходят данные для входа в ЛК;
- форма обратной связи;
- адреса доставок: через форму заявки партнер добавляет адрес доставки. Заявка уходит в 1С, которая обрабатывает запрос, после чего либо выгружает новый адрес для компании, либо нет.
- документы: представлены договоры и соглашения, акты расчета премии. Они выгружаются из Битрикс24. Можно через форму запросить акты-сверки, запрос уйдет на e-mail менеджера.
- в “шапке” в виде виджетов отображаются дебиторская, просроченная задолженность, отгрузки за текущий месяц из 1С.
Списки (wish-листы)
Для авторизованного пользователя есть возможность создавать неограниченное количество списков и добавлять туда избранные товары. В самом списке партнер может выбрать то количество товаров, нужного цвета и размера, которое ему необходимо добавить в корзину.
Добавить в корзину можно как весь список целиком, так и отдельные позиции. Этот функционал существенно оптимизирует процесс поиска и выбора товаров и торговых предложений.
Планы
План устанавливается только для тех клиентов, которые работают без партнеров, либо для главной компании клиента с дочерними.
Список планов по товарным группам выгружается из 1С:
- название товарной группы
- сумма плана по товарной группе
- сумма выполнения плана в рублях и в процентах
- персональная скидка на товарную группу
- сумма ретро-бонусов по товарной группу (значение отображается только тогда, когда сумма выполненного плана равна или выше суммы плана)
Крафт (мастерство), реализация, технические детали
Интеграция с 1С и Битрикс24 Enterprise
Для реализации проекта был разработан собственный обмен на базе протокола JSON-RPC 2.0. Все запросы обрабатываются в асинхронном режиме. Это значит, что сообщения предварительно добавляются в очередь, из которой рассылаются фоновым процессом. Это увеличивает быстродействие системы, потому что конечным пользователям не нужно будет ждать, пока произойдет обработка данных смежной системой.
Асинхронность запросов также защищает от потери данных в случае недоступности обменивающихся систем.
Стек
Backend: 1С-Битрикс, PHP
Frontend: JS, LESS, React, Redux, Typescript
Инфраструктура: GitLab & Docker
Интеграции: JSON RPC 2.0
Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком
Одной из самых важных задач нового проекта была организация бизнес-процессов по учету клиентов и согласованию документов в Битрикс24 заказчика на базе лицензии Энтерпрайз. Бизнес-процесс должен запускаться на стороне b2b-портала, внутреннее согласование проводится внутри Битрикс24, а после согласования на b2b-портал обратно должны выгружаться результаты данного бизнес-процесса.
После долгих обсуждений было принято совместное, нестандартное решение — реализовать b2b-портал, используя на backend’е коробочную версию Битрикс24 на сервере заказчика.
Скриншоты
Комментарий заказчика
Интересная задача по использованию Битрикс24 Энтерпрайз на бэке и интеграция сайта с бизнес-процессами Битрикс