Подавайте работы до 7 мая (ср)16 500 Р,
с 8 мая (чт)25 000 Р
Церемония награждения
5 декабря 2025
Крупнейшая digital-премия в Европе

Возрожденная коллекция

Заказчик: Сбербанк
Исполнитель: Mosaic
Share
Возрожденная коллекция

Главное о кейсе

Нейросеть Kandinsky воссоздала коллекцию живописи, утраченную Воронежским художественным областным музеем во время Великой Отечественной войны.

Проект был анонсирован на крупнейшей конференции AIJ, о нем рассказали федеральные и региональные СМИ, телеграм-каналы, блогеры из сферы искусства. В связи с недавним запуском проекта результаты ещё не могут быть оценены, кампания находится в процессе реализации.

Как проект изменил жизнь пользователей

Посетители музея в Воронеже теперь могут увидеть, как выглядели утерянные шедевры искусства в формате дополненной реальности, а все пользователи Интернета – в интерактивной 3D галерее.

Бизнес-задача и ее решение

Возрождённая коллекция впервые была презентована на конференции AIJ, где гости узнали историю проекта и изучили сгенерированные картины на digital-стенде. Для широкого круга пользователей Возрождённая коллекция доступна в интерактивной 3D-галерее на лендинге, где каждый может посмотреть на ИИ-картины и прочитать их описания. Также результаты проекта представлены и в Воронежском музее им. Крамского (современное название Воронежского областного художественного музея), где в формате дополненной реальности посетители могут увидеть полотна, вернувшиеся в экспозицию. На специальной выставке гостям предлагается навести смартфоны на пустые картинные рамы, ставшие символом утраченной коллекции, чтобы прямо в них увидеть возрождённые полотна.

Крафт (мастерство), реализация, технические детали

В начале проекта были выбраны 14 наиболее знаковых работ из пропавшей коллекции. Процесс генерации картин начался с изучения искусственным интеллектом стиля и техники авторов исчезнувших полотен. Нейросеть Kandinsky получила массив картин, причём в него вошли только те работы, которые были написаны раньше, чем утраченные. Это было сделано для максимального исторического и художественного соответствия генераций, — важно, чтобы образы поздних картин не влияли на генерацию изображений, воссоздающих более ранние полотна. Именно на этом массиве искусственный интеллект изучил палитру и технику художников.
Затем архивные записи были адаптированы под формат промптов Kandinsky. Так, приведенное выше описание картины Куприна превратилось в более емкий промпт: “стол, белая скатерть, белый кувшин с букетом цветов, маки, поднос, две книги, на книгах – крышка кувшина, желто-зеленый грязноватый фон, картина маслом, стиль Александра Куприна”. После этого начался процесс генерации полотен, в котором учитывались не только сюжеты картины и стили их авторов, но и размеры. Для разных генераций были использованы разные модификации промптов, так как на конечный результат влияет не только содержание запроса, но и порядок слов в нём.
В итоге были получены сотни версий генераций каждой картины. Эксперты-искусствоведы Воронежского музея изобразительных искусств выбрали лучшие из них — те, что более всего соответствуют стилям художников. Промпты самых успешных генераций использовались для дальнейшей работы: после нескольких итераций “генерация-отбор” появились финальные варианты 14 полотен, ставшие Возрождённой Коллекцией.

Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком

До войны Воронежский Областной Художественный музей обладал исключительной коллекцией предметов искусства, которая насчитывала сотни шедевров кисти Репина, Коровина, Малевича, Кандинского, Родченко и других мастеров.
Когда в 1942 году Воронеж оказался в эпицентре боевых действий, из города были эвакуированы тысячи жителей, предприятий и учреждений. На восток страны, в Омск, отправилась и коллекция музея, но некоторые произведения искусства не успели вывезти до того, как враги заняли город. Так сотни экспонатов остались в музее — в городе, который на семь месяцев оказался на линии фронта. За время активных боёв Воронеж сильно пострадал, здание музея было почти полностью разрушено, а сотни экспонатов исчезли без следа.
Судьба коллекции неизвестна до сих пор, однако в архивах музея сохранились детальные описания картин, сделанные работниками музея до войны. В них подробно описаны сюжеты, композиции, объекты и цветовая гамма утраченных полотен. Так как многие произведения искусства даже не были запечатлены на фотографиях, архивные тексты в инвентарных книгах оказались единственным источником информации об исчезнувших шедеврах.

Через 80 лет после пропажи картин, в 2023 году, Сбер возродил образы утраченных полотен с помощью нейросети Kandinsky — искусственного интеллекта, умеющего создавать изображения на основе текстового описания.

Скриншоты

Видео

Share
Серебро
• Лучшая кампания для искусства / культуры / развлечений
Tagline Awards 2023

Номинации

Кампании / креатив → Искусство, культура, развлечения и мероприятия
AI-технологии и чат-боты

Дата запуска

22 ноября 2023 года

Авторы

Mosaic

Креативный директор: Вячеслав Волков
Креатор: Павел Коровяковский
Арт-директор: Сергей Югов
Старший дизайнер: Арсений Лебедев
Аккаунт-директор: Наталья Дорохова
Старший аккаунт-менеджер: Елизавета Власова
Технический директор: Андрей Гафаров
Продюсер: Анастасия Балайкина

Сбер

Исполнительный директор: Алёна Конурина
Бренд-маркетолог: Анастасия Фёдорова
Проджект-менеджер: Татьяна Сафронова

Соавторы

Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Трёхмер – продакшн
СберМаркетинг – AR-разработка

Ссылки

sberbank.com
До 17:30 Мск 7 мая (ср) заполняйте все две Анкеты
(1, 3) для попадания в продакшн-рейтинги Тэглайна

30 мая Церемония награждения и Конференция об управлении

Не забывайте про аудит и консалтинг