Главное о кейсе
Pensia.ru — цифровая платформа для планирования пенсионных накоплений, которая впервые в пенсионной тематике сочетает развлекательный формат и детализированную аналитику. Главная цель проекта — повысить осведомленность широкой аудитории о вопросах пенсионного инвестирования и создать инструмент, который поможет пользователям спланировать и реализовать комфортное будущее.
Лендинг и квестовая механика платформы позволяют:
Рассчитать и моделировать размер своей комфортной пенсии.
Понять реальную сумму социальной и государственной пенсии и сравнить их с уровнем дохода, необходимым для желаемого уровня жизни.
Рассчитать, сколько и с какой периодичностью нужно инвестировать, чтобы достичь желаемого уровня комфорта.
Выбрать подходящие инвестиционные инструменты из предложений пенсионных фондов, брокеров, банков, управляющих и страховых компаний.
Ключевая идея платформы — объединить образовательный и игровой подход, чтобы сделать сложную тему понятной для разных возрастных групп. На платформе используется уникальная игровая механика: отвечая на вопросы, пользователь наполняет футуристичную комнату элементами, которые отражают его привычки и предпочтения. Такое решение визуализирует будущее и помогает осознать важность грамотного финансового планирования.
Как проект изменил жизнь пользователей
→ Доступность информации
Анкета и визуализация делают сложные финансовые расчеты понятными и простыми для восприятия, снижая барьеры для изучения темы пенсионных накоплений. Платформа помогает с выбором финансового продукта и компании, вместе с которой пользователь будет создавать пенсионный капитал, дает стимулы для начала инвестирования.
→ Персонализированные рекомендации
Пользователи получают расчеты и предложения, которые учитывают контекст их жизни: привычки, возраст, доход, инвестиционные предпочтения и планы.
→ Увеличение осведомленности
Платформа помогает пользователям рассчитать размер своей комфортной пенсии, оценить стоимость своей государственной пенсии, понять, на что ее будет хватать, и какой финансовый продукт приобрести для достижения комфортного уровня жизни.
Бизнес-задача и ее решение
→ Задача проекта — создать платформу с уникальным и запоминающимся стилем, которая:
1. Поможет пользователям понять реальное положение дел с их пенсионными накоплениями.
2. Обеспечит персонализированные рекомендации по инвестициям.
3. Удовлетворит потребности нескольких целевых аудиторий:
- Людей 40+, которые начинают задумываться о пенсии.
- Молодежи от 18 лет, которая пока не думает о пенсионных накоплениях.
- Финансовых операторов, предоставляющих продукты для обеспечения пенсии.
→ Решение
- Разработали сайт с продуманной логикой расчётов и структурой, чтобы подача информации была одинаково понятна разным группам пользователей.
- Учли требования клиента к методологии расчётов, которые учитывают инфляцию, возраст, регион проживания и образ жизни.
- Проработали сторителлинг главной страницы для понятной презентации сути проекта.
- Внедрили визуальный стиль, который сбалансировал серьезность вопроса для старшей аудитории и интерактивность для молодежи.
Крафт (мастерство), реализация, технические детали
Вопросы анкеты и финансовые расчеты на основе ответов были составлены на стороне заказчика. Тема пенсии — серьезная, итоговое решение зависит от множества факторов. Поэтому анкета содержит большое количество вопросов, что означает долгий путь пользователя от входа на сайт до целевого действия — выбора компании для инвестирования. Задачей команды Red Collar стало сделать этот путь интересным и захватывающим для пользователя, не упустив важные этапы, и продумать дизайн так, чтобы пользователи прошли анкету до конца.
→ Уникальная методика расчётов
Алгоритмы учитывают десятки факторов, включая возраст, уровень дохода, образ жизни, регион работы, регион проживания на пенсии и инфляцию, чтобы предоставить точные рекомендации. На этапе аналитики прописали документацию для разработки каждого из шагов анкеты для пользователя и функциональности административной панели для команды заказчика. Также создали глоссарий терминов в сфере бизнеса, чтобы команды говорили на одном языке.
→ Концепция
На этапе дизайн-концепции мы предложили превратить проект в игру: пользователь появляется в замке, и в ходе ответов на вопросы замок наполняется различными предметами интерьера, которые зависят от самих ответов. В ходе различных этапов внутри сервиса интерьер визуально блокируется, и для его разблокировки требуется дальнейшее прохождение анкеты.
Решение понравилось бизнесу, мы использовали механики в финальной версии сайта, лишь заменили средневековый нарратив на футуристичный. Квестовая структура с визуализацией в виде «комнаты будущего» погружает пользователя во времена его будущей пенсии.
Дизайн-концепция наследует идею сделать сложное простым и понятным. Нашли баланс между использованием темного интерфейса с 3D иллюстрациями с одной стороны и продуманной логикой шагов, сложными таблицами и графиками — с другой. Визуальное сопровождение нацелено помочь пользователю справиться с когнитивной и информационной нагрузкой в процессе заполнения анкеты.
→ Интерактивный помощник
Из-за сложной темы, новых терминов и многослойности анкеты решили, что пользователю нужна будет помощь в заполнении. Так появился Иннопенсий — личный помощник в виде абстрактной сферы. Он умышленно нейтрален, чтобы не отпугнуть ни один из сегментов целевой аудитории. Сфера меняет цвет в зависимости от ответов пользователя, что делает взаимодействие персонализированным и ненавязчивым.
→ Разработка
На Frontend React и
Next.js обеспечивают быструю загрузку и адаптивность.
На Backend использовали Django и Wagtail, оптимизированные для обработки сложных расчетов и хранения данных. Создали административную панель для гибкого управления сайтом, добавления финансовых операторов и продуктов, изменения параметров расчетов, ведения карточек продуктов и операторов.
Данные для расчетов необходимого дохода по результатам ответов подгружаются через json из открытых официальных источников: например, из данных Федеральной службы государственной статистики.
Команда Red Collar закрыла весь цикл работ: дизайн, разработку, иллюстрации и тестирование. Запуск проекта осуществлялся на стороне заказчика.
Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком
Взаимодействие с заказчиком началось в формате тендера. Перед участниками стояло задание разработать дизайн сервиса, помогающего пользователям настроить свою программу пенсионных инвестиций, используя элементы геймификации. Предложенное нами решение одержало победу в тендере, и мы доработали его до финальной версии сайта.
→ Анализ предпочтений аудиторий
Коридорное тестирование показало, что старшая аудитория (40+) предпочтет строгий и понятный дизайн без игровых элементов, в то время как молодежь положительно оценивает геймификацию и креатив. Баланс между этими подходами стал одной из ключевых задач проекта.
→ Работа с моделью клиента
Клиент предоставил готовую модель расчетов и анкету, которую мы доработали, чтобы сократить сложность и снизить риск потери мотивации пользователей.
→ Технические вызовы
Подключение большого объема данных (коэффициенты по регионам, инфляция, цены на товары, налоговые ставки, ставки доходности, уровень пенсий и индексаций) требовало тщательной проработки архитектуры проекта. Мы упростили процесс интеграции, создав универсальный инструмент для загрузки данных.
Скриншоты
Комментарий заказчика
Ольга Демина,
Директор департамента доверительного управления,
ООО «УК «ДОХОДЪ»
«Огромная благодарность от меня, как от автора проекта, за прекрасное воплощение идеи. Это счастье, когда задуманное становится осязаемым, пошагово собранным и цельным, как пазл.
Отдельное спасибо за административную панель. Чувствуется большая работа: схвачено всё, что я просила реализовать, продуманы и логика, и детали. В вашем бизнесе слышать заказчика — незаменимый навык, и вы им владеете в полной мере.
Еще до релиза начали использовать сайт для презентации продукта потенциальным партнерам, и отклик 100%. Все неподдельно заинтересованы — это именно тот результат, на который мы рассчитывали».