Главное о кейсе
Для компании КРУСТ на основе их тифлофлешплеера* «Соло» мы полностью переработали сценарии взаимодействия пользователей с устройством, разработали новый голосовой интерфейс для плеера и обновили дизайн корпуса.
Как проект изменил жизнь пользователей
«ВОЙСА» — не просто гаджет с современным и ярким дизайном, а социальный инструмент, который помогает людям с ограниченными возможностями взаимодействовать с миром удобным и понятным способом.
*Тифлофлешплеер (ТФП) — специальное устройство, которое воспроизводит «говорящие» книги (дословное воспроизведение текста, включая сноски, пояснения и прочий сопроводительный материал), аудиофайлы и музыку, а также имеет дополнительные функции, полезные для слепых и слабовидящих людей — например, диктофон и радио.
Бизнес-задача и ее решение
Изначальная задача заключалась в проектировании интерфейс плеера так, чтобы:
✔️ упорядочить все функциональные возможности в логичную и интуитивно понятную структуру,
✔️ обеспечить возможность использования интернет-сервисов (справочники, YouTube, музыкальные каталоги, подкасты) и функции звонков,
✔️ гарантировать соответствие требованиям ГОСТ с учетом специфики взаимодействия с каждой функцией.
После переработки всех пользовательских сценариев и создания нового голосового интерфейса (чтобы его реализация была максимально удобной), мы использовали наши компетенции в промышленном дизайне и разработали новый дизайн корпуса.
Это позволило достичь следующих результатов:
✔️ слепой человек может быстро распознавать зоны взаимодействия и кнопки управления;
✔️ форма удобно и надежно лежит в руке;
✔️ материал ощущается теплым и бархатистым на ощупь;
✔️ дизайн стильный и современный, что позволяет пользоваться устройством в общественных местах без стеснения.
Крафт (мастерство), реализация, технические детали
Проработка сценариев взаимодействия стала основой проекта.
При работе с тифлофлешплеером мы систематизировали множество его функций, разделив их на три группы:
1️⃣ Базовые — управление устройством, например, включение/выключение, спящий режим/блокировка;
2️⃣ Функции-режимы — такие как диктофон и справочная помощь;
3️⃣ Функции-инструменты — например, перемотка и отмена последнего действия.
Это помогло нам определиться с количеством, зонированием и логикой сочетаний кнопок. После приступили к проектированию эргономики и облика плеера.
Желтый — последний цвет, различимый при потере зрения, поэтому мы выбрали его основным и добавили контрастные черные кнопки.
Ключевые функции сгруппированы на панели и снабжены уникальными тактильными символами, чтобы их было легко найти. Подробности о расположении кнопок и их функциях — на слайдах.
Каждый пользователь может ориентировать устройство по-разному: кто-то держит его вверх ногами или сбоку. Поэтому мы создали асимметричную форму плеера, чтобы было легко распознавать верх и низ.
Мы также проработали тактильные ощущения: кнопки нажимаются с легким усилием и мягким ходом до щелчка, а затем возвращаются в исходное положение. Кнопки снабжены отключаемой вибрацией, а отклик на нажатие озвучен различными сигналами: звук успеха при активной функции и холостой звук при неактивной. Кнопка «Запись» фиксируется в нажатом положении на время записи.
Кнопки также отличаются по высоте: кнопки центрального блока вогнутые и продолжают пластику круга, а периферийные выпуклые и распределены по поверхности.
Порты для подключения устройств и отверстия для ремешка расположены по бокам корпуса так, чтобы провода не мешали удерживать и использовать плеер.
Входы для микрофона и наушников оснащены тактильными накладками в форме соответствующих предметов.
Инсайты, гипотезы, процесс создания и взаимодействия с заказчиком
Мы создали два принципиально разных прототипа и протестировали их с участием людей с нарушением зрения. В тестировании принимали участие несколько групп потенциальных пользователей разного возраста, с различными причинами инвалидности и опытом использования тифлоустройств.
Мы отслеживали, насколько быстро и легко пользователи осваивают наши устройства, как они воспринимают их на ощупь, что кажется очевидным и понятным, а что — нелогичным.
Например, результаты тестирования показали, что:
- функция записи («Рекорд») чрезвычайно важна для людей с нарушением зрения, и ей требуется отдельная кнопка;
- мягкие и округлые поверхности приятнее на ощупь, чем геометричные с четкими гранями;
- кнопки регулировки громкости удобнее в форме качели, чем в виде отдельных кнопок;
- группы кнопок разной формы воспринимаются быстрее;
- ударопрочность, устойчивость и влагозащищенность — обязательные требования к плееру;
- пользователям важно иметь возможность выбора голосового информатора из нескольких вариантов.
Плеер «ВОЙСА» доступен для покупки и получает положительные отзывы как от пользователей, так и от профессионального сообщества. Он был отмечен золотом и гран-при на премии Medmen Health Creative Awards, серебром от Основного жюри и бронзой от Открытого жюри фестиваля «Среда» в номинации Pro Bono.
Скриншоты
Комментарий заказчика
Команда JetStyle имеет фундаментальный подход, благодаря которому была выстроена работа от анализа потребностей наших пользователей и существующих предложений на рынке, включая наше изделие, до работы с фокус-группами и разработке инновационного решения с узнаваемым дизайном. Был создан новый продукт, которому нет аналогов, как с точки зрения удобства эргономики и дизайна, так и функций, предлагаемых пользователям. Из всей нашей линейки товаров, полученный в результате редизайна, тифлофлешплеер ВОЙСА является самым востребованным у наших клиентов, что говорит само за себя в пользу команды JetStyle.
Анатолий Ерыванов,
Руководитель проекта, КРУСТ