Рейтинги сервисов
и технологий
Регистрация
Рейтинг мобильных платформ 2016 Рейтинг мобильных платформ 2016

Рейтинг мобильных платформ 2016

Операционные системы для смартфонов, планшетов и других мобильных устройств

14 апреля 2016

# Название Год Языки программирования Открытый исходный код Устройства
1 0
iOS
2007
Objective C, Swift, C / C++ и др.
×
смартфоны, планшеты, часы (watchOS), TV (tvOS), auto
2 0
2008
Java, C / C++ и др.
смартфоны, планшеты, часы, TV, auto
3 0
2010
C#, C / C++ и др.
×
смартфоны, планшеты, TV, auto
4 0
2007
C / C++, Java и др.
×
смартфоны, планшеты
5 +1
2012
C++
смартфоны, планшеты, часы, TV, auto, фотокамеры

О рейтинге

Рейтинг мобильных платформ выпускается Тэглайном впервые и сформирован на основе анкетирования (проводилось с июля 2015 по апрель 2016 года) 90+ мобильных разработчиков и digital-продакшнов с экспертизой в mobile: респондентам предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа на вопрос «На каких платформах вы разрабатываете приложения и другие решения для мобильных устройств?».

Часть решений респонденты добавили сами (а не выбрали из уже существующих вариантов), например, Tizen. В предефайнд-списке изначально присутствовала еще и операционная система Bada, но так как в 2013 году было объявлено о ее слиянии с Tizen, голоса за эти две платформы были объединены.

Динамика приводится по сравнению с данными, полученными Тэглайном за период с августа 2014 по июль 2015 года.

Комментарии экспертов

Максим Десятых
Redmadrobot, Креативный директор
Александр Шибаев
e-Legion, Технический директор
Всеволод Иванов
Touch Instinct, СТО
Вадим Митякин
AGIMA.mobile/Gals, Руководитель отдела проектирования
Сергей Денисюк
MobileUp, CEO
Владимир Бараковский
Artics, Руководитель Mobile Solutions
Денис Царев
Morizo, Business Development Director

1. Какие преимущества и недостатки вы видите в популярных сейчас операционных системах с технической точки зрения (распределение памяти, безопасность приложений)?

Максим Десятых, Redmadrobot
Несомненно, «дьявол» в мелочах, но последние пару лет популярные мобильные ОС становятся все больше похожи друг на друга. По этой причине выделить весомые преимущества сложно.

Из недостатков — необходимо продолжать работу над улучшением безопасности системы и возможностей, которые она предоставляет. Джейлбрейки для iOS, выходящие практически день в день с очередным обновлением платформы, и относительная легкость получения root-доступа в Android все еще остаются основными проблемами как для платформодержателей, так и для разработчиков приложений для них.

Для Android основным недостатком остается фрагментация версий ОС и устройств, а точнее долгий процесс вывода обновлений ОС вендорами. В связи с этим необходимо длительно поддерживать устаревшие версии ОС и часто не использовать нововведения сразу.

С iOS в этом плане всё гораздо лучше, но из-за закрытости платформы в целом и средств разработки в частности порой приходиться «бороться» с IDE вместо того, чтобы писать код. Да и сами средства разработки уступают своим Android-коллегам.

Александр Шибаев, e-Legion
Преимущество iOS в хорошо развитой экосистеме, которая сильнейшим образом «затягивает». Android пока только на пути к этому. В пользу Android играет открытость системы и возможность встроить ее хоть в чайник. Основная проблема — в скорости обновления ОС на устройствах. С безопасностью приложений с последним обновлением у Android должно наконец-таки стать все хорошо.

Вадим Митякин, AGIMA.mobile/Gals
Ограниченный модельный ряд дает возможность Apple превосходно оптимизировать свою операционную систему, в том числе алгоритмы управления оперативной памятью. Поэтому Apple достаточно оснастить свои iPhone всего одним гигабайтом оперативной памяти для получения такого же уровня производительности, как у Android c 3 гигабайтами. С другой стороны, Google постоянно совершенствует работу с Java Virtual Machine и со «сборщиками мусора».

iOS изначально позиционировалась как безопасная операционная система с акцентом на защиту пользовательских данных, хотя и регулярно компрометировалась (находились бэкдоры, недоработки, ошибки). Android же только в последних версиях залатал прорехи в безопасности.

Сергей Денисюк, MobileUp
Несмотря на высокий уровень безопасности приложений под iOS, их все равно ломают, как и Mac OS. Производительность этих систем сильно зависит от версии устройства. Чем более современная система, тем больше ресурсов она требует.
Что касается безопасности, Android взломать проще, из недостатков — устаревшая версия Java. Но платформа очень быстро развивается и Kotlin скоро решит эту проблему.

Владимир Бараковский, Artics
Самая очевидная проблема — проблема вредоносного ПО на платформе Android. Операционная система iOS в этом плане защищена лучше: чтобы поймать вирус, нужна явная ошибка пользователя, а это уже человеческий фактор.

Денис Царев, Morizo
Основной недостаток текущих операционных систем — это фрагментированность платформ. Вендоры выпускают все новые и новые устройства, но пытаются сохранить поддержку старых и совместимость. Это накладывает большие требования на разработчиков, вынужденных поддерживать не только мириады разрешений экрана, но и несколько типов процессорных архитектур, «зоопарк» устройств, а так же 4–5 версий платформы, присутствующих на рынке. Ситуация напоминает эпоху веб-разработки лет 5 назад, когда обязательным требованием была поддержка IE6, а на рынке присутствовало несколько браузерных движков.

2. Какие тренды вы бы могли отметить в развитии мобильных операционных систем в последние годы? Как будет развиваться мобильная разработка?

Максим Десятых, Redmadrobot
Последний год Apple и Google сражаются за ускорение работы ОС и приложений и, как одно из следствий, за жизнь батарейки. Это отличная новость для пользователей, но создает определенные сложности для разработчиков. Однако с учетом тенденции к тому, что мобильные средства разработки будут догонять своих «старших братьев» и предоставлять все более удобные инструменты, эту временную сложность можно назвать скорее эволюционным порогом, чем препятствием.

Несмотря на развитие средств кроссплатформенной разработки, пользоваться ими будут только небольшие компании, которые не могут себе позволить держать команды программистов под каждую платформу. Причина в том, что все, кто давно занимаются мобильной разработкой прекрасно понимают, что наиболее быстрый и качественный код получается, когда он пишется под целевую платформу.

Кроме того, мобильные ОС с каждым годом стремятся все больше и больше проникать в личную жизнь пользователей, максимально участвовать в ней, и работа в этом направлении будет только усиливаться.

В целом, мобильная разработка продолжит взрослеть. Вполне возможно, что этот год в Android-разработке можно будет назвать годом тестирования.

Александр Шибаев, e-Legion
Очевидные тренды — носимые устройства, дополненная и виртуальная реальность. А мобильная разработка будет постепенно развиваться в сторону усложнения, благо перетекание трафика с десктопа на мобайл происходит весьма активно.

Сергей Денисюк, MobileUp
iOS всегда ставил на простоту функционала, изящные шрифты и т.д. В общем, красивая упаковка. Apple — это, прежде всего, дорогая игрушка, и ОС должна подкреплять это убеждение. Мобильная разработка будет уходить в сторону часов и более продвинутых приложений под iPad Pro.

Android сейчас развивается в поддержке не только мобильных устройств, но и других девайсов: ПК, машины, различные гаджеты и бытовые роботы. Об этом можно судить, исходя из недавнего релиза Android N с многооконным режимом и гибкости Material Design. С точки зрения разработки — это стандартизация архитектурных подходов.

Владимир Бараковский, Artics
Наблюдается явный тренд в сторону синхронизации мобильных и десктопных платформ. Особо отчетливо это видно по взаимодействию iOS и OS X от Apple. Последней удалось выстроить единую экосистему, в которой соседствуют ноутбуки, планшеты, смартфоны и даже часы: можно начать действие на одной платформе, продолжить его на другой, а закончить на третьей. Google, понимая это, тоже придет к подобному, хотя есть некоторые сложности из-за фрагментации рынка и множества игроков на нем.

Денис Царев, Morizo
Основной тренд в том, что мобильные платформы начали мигрировать на носимые устройства. Даже Apple выпустили WatchOS. Кроме того, началась миграция мобильных систем в VR-устройства и домашние кинотеатры.

3. Какие перспективы развития wear-платформ?

Максим Десятых, Redmadrobot
Ближайшие год-два wear-платформы вряд ли получат серьезное развитие. Для того чтобы эти устройства стали массовыми, они должны подешеветь, поумнеть и решить проблему времени жизни батарейки. Без соблюдения этих условий ничего существенного в этой области не произойдет. Технологии необходимо «дозреть», после чего можно будет ожидать всплеск интереса к платформам как со стороны разработчиков, так и со стороны пользователей.

Александр Шибаев, e-Legion
Прекрасные. Проблема одна — аккумулятор. Жду революции именно в этом вопросе.

Вадим Митякин, AGIMA.mobile/Gals
Совершенно точно, что перспективы есть и, скорее всего, wear-платформы займут свое место, просто произойдет это не революционно, а эволюционно. Задачи две: нужен аналог дешевых устройств, таких же как простые Android-телефоны, и действительно полезные пользовательские сценарии использования.

Конечно, хотелось бы, чтобы рынок wear-платформ развивался быстро, но так, к сожалению, не будет.

Сергей Денисюк, MobileUp
Сейчас очевидны перспективы в трекинге здоровья. Фреймворки Apple (ResearchKit, CareKit, Health Kit) могут сыграть большую роль в развитии медицинской отрасли.

Владимир Бараковский, Artics
Носимая электроника появилась относительно недавно и в настоящий момент развивается бурными темпами. Пока что на рынке она представлена в основном smart-часами и фитнес-браслетами, но сюда стоит также отнести шлемы виртуальной и дополненной реальности и еще одно очень перспективное направление — умная ткань. Такая одежда способна анализировать состояние человека, например, давать советы спортсменам, следить за нагрузками, может даже вызвать скорую. Сценариев масса, уверен, разработчики придумают еще больше, но пока что все упирается в технологии и готовность для массового рынка, хотя первые ласточки уже вылетели из гнезда.

Денис Царев, Morizo
Носимые устройства — основной тренд будущего, но пока они в самом начале пути. И многие попытки разработки таких устройств все еще выглядят смешно, как те умные носки или унитаз, который постит в Твиттер каждый раз, когда смывают воду.

4. Какие преимущества и недостатки вы можете выделить в существующих мобильных операционных системах с точки зрения разработки приложений для них?

5. Каковы причины медленного развития российских мобильных операционных систем?

6. Каков уровень внимания, который уделяется безопасности при разработке мобильных приложений? Есть ли какие-то особенности в обеспечении безопасности на разных мобильных ОС?

Максим Десятых, Redmadrobot
Статистика утверждает, что в среднем по индустрии с безопасностью все плохо. В одном из последних исследований по теме кибербезопасности компания Hewlett Packard Enterprise сделала вывод, что 75% мобильных приложений для iOS и Android содержат хотя бы одну критическую уязвимость.

Для различных ОС практики обеспечения безопасности идентичны, но особенности реализации иногда различны. Разработчики в первую очередь стремятся защищать канал передачи, данные пользователя, а также код приложения. Конкретные реализации этих подходов уже зависят от платформы. При этом уровень внимания к этому вопросу напрямую зависит от назначения приложения, что логично.

7. Какие факторы играют главную роль при выборе мобильной платформы, для которой будет разрабатываться приложение?

Максим Десятых, Redmadrobot
Если говорить о b2b-приложениях, то выбор чаще всего полностью зависит от унифицированных устройств, которые есть в наличии или доступны большой партией на рынке, и, соответственно, какая мобильная ОС предустановлена на этих устройствах.

Если мы говорим о b2c-приложениях, то включаются традиционные показатели, важность которых для каждого проекта может быть уникальна: целевая аудитория, количество пользователей, доступные ресурсы, способ монетизации, сроки предполагаемой окупаемости и возможные ограничения платформы.

Александр Шибаев, e-Legion
Целевая аудитория, стоимость разработки и поддержки, скорость обновления приложений в сторах (например, для A/B-тестирования).

Всеволод Иванов, Touch Instinct
Аудитория владельцев iOS-устройств более платежеспособна, конверсия покупок выше. Android-пользователи платить не любят, зато берут количеством. Еще надо учитывать географию: в дальних регионах России рассчитывать на обилие телефонов на iOS не стоит. Имеет смысл задуматься об Android-версии, если приложение должно использовать много датчиков, работать в фоне или собирать информацию о пользователях. В iOS таких возможностей меньше.

Вадим Митякин, AGIMA.mobile/Gals
Прежде всего, целевая аудитория и ее предпочтения.

Сергей Денисюк, MobileUp
Выбора почти нет. Есть всего две основные платформы, и нужно работать на обеих. Исключениями являются проекты, где есть явное разделение: если приложение для небогатых масс (например, региональные водители такси), тогда выбирают Android; если какой-то модный сервис — начинают с iOS, Android — после.

Владимир Бараковский, Artics
Есть несколько факторов: распространенность платформы на рынке той или иной страны, категория приложения, целевая аудитория.

Сейчас есть две лидирующие платформы, iOS и Android, на долю которых приходится примерно 93%. С Windows Phone ситуация иная: ее зачастую обходят стороной, так как есть риск, что деньги на разработку могут попросту не отбиться.

Денис Царев, Morizo
Основным фактором будет не выбор платформы, а выбор технологий, которые стремятся быть кроссплатформенными.

8. Повлияли ли облачные технологии на развитие мобильной разработки и если да, то каким образом?

Максим Десятых, Redmadrobot
Да, повлияли. Как в виде новых инструментов и сторонних решений, позволяющих быстро решать технически сложные бизнес-задачи, так и в виде нового взгляда на приложения, которые можно создать и предложить пользователю. Так, например, хранение музыки на устройствах становится все менее популярно после появления большого числа игроков на рынке потоковой передачи музыки.

Александр Шибаев, e-Legion
Пока не особенно заметно, но тренд набирает популярность, в том числе облачное тестирование приложений, для которого физически не обязательно иметь огромный парк устройств (например, Cloud Test Lab). Это позволяет небольшим разработчикам выпускать более качественные продукты. А вот на backend для приложений облачные технологии влияют уже сейчас (как облачный хостинг, так и SaaS-решения для интеграций с различными системами).

Сергей Денисюк, MobileUp
Это снизило порог вхождения в разработку клиент-серверных приложений. Но для тех, кто использует собственные сервера, это ничего не изменило.

9. В последнее время набирает популярность интернет вещей. Как вы оцениваете его развитие? Каким образом это влияет на технологии мобильной разработки и развитие операционных систем?

Максим Десятых, Redmadrobot
Интернет вещей является очень интересной технологией, развитие вполне ожидаемое и в ближайшей перспективе (5–7 лет) изменит нашу жизнь. На текущий момент в условиях российского рынка влияние небольшое, так как кроме возможностей нужны и сами устройства, но оно ощущается: например, последнее время достаточно популярна работа с iBeacon-устройствами для предоставления пользователю информации в зависимости от его местоположения в различных частях помещения (например, магазина или выставочного центра).

Александр Шибаев, e-Legion
Развитие IoT на данный момент притормозилось. Есть огромное количество наработок (в том числе у корпорации IBM и прочих), но практическая применимость пока неощутима. Ждем новых анонсов от Apple, Google и Microsoft.

Сергей Денисюк, MobileUp
У этого направления большие перспективы, и сейчас все только начинается. По мнению McKinsey, к 2025 году вклад этой отрасли в экономику составит от 3,9 до 11,1 триллионов долларов. Сейчас активно применяется в транспортной отрасли, для анализа медицинских показателей, в системах промышленной безопасности и т.д. Приложения становятся центральным интерфейсом для взаимодействия человека с IoT, и параллельно развиваются направления machine learning, DSP, computer vision. В IoT уже создано достаточно много успешных проектов, и мы стараемся этому способствовать.

10. Какие факторы могут повлиять на изменение позиций на рынке мобильных операционных систем?

Максим Десятых, Redmadrobot
Трудно назвать хотя бы одну мобильную ОС, неважно, локальную или глобальную, которая смогла успешно конкурировать с двумя хэдлайнерами. Выводы можно сделать самые разнообразные, но скорее всего, это говорит о том, что на настоящий момент рынок сформирован, и пользователям нужны веские преимущества для выбора других платформ, которые никто предложить пока не в силах.

Кроме того, выбор мобильной ОС не стоит рассматривать отдельно от устройств, на которых они поставляются — ведь по сути пользователь выбирает не только мобильную ОС, но и конкретные технические и другие характеристики устройства. Основными факторами выбора являются технические характеристики, цена, дизайн, UI мобильной ОС или дополнительной оболочки, предоставляемой вендором, время жизни устройства, возможности интеграции со сторонними сервисами и устройствами.

Александр Шибаев, e-Legion
Серьезных изменений не будет в ближайшие года три. В появление чего-то сверхнового я не верю.

Вадим Митякин, AGIMA.mobile/Gals
Microsoft активно продвигает идею единой системы для ПК, планшетов, смартфонов, Xbox и носимой электроники. Вкупе с возможностью запуска Android- или iOS-приложений на Windows Phone (Microsoft разрабатывает оба варианта), рынок мобильных операционных систем может претерпеть существенные изменения.

Сергей Денисюк, MobileUp
На мой взгляд, существенные изменения могут быть связаны с выходом и массовым распространением принципиально новых интерфейсов. Например, для виртуальной реальности могут появиться свои новые ОС, которые станут лидерами. Примерно как в 2008 появилась iOS, затем Android. Они появились и стали популярными в связи с выходом принципиально нового класса устройств.

Владимир Бараковский, Artics
На мой взгляд, главный фактор на рынке — это цена конечных устройств.

Доля устройств на базе операционной системы от Google за последние 5 лет увеличилась на 60% и составляет около 80%. С iOS ситуация иная: в настоящее время мы наблюдаем стагнацию, но это ожидаемо, потому что Apple выпускает ограниченный объем гаджетов.

Денис Царев, Morizo
Рынок мобильных систем уже сформировался. Можно выделить три эпохи персональных компьютеров:
1. Большая корпорация продавала большие компьютеры большим компаниям (мейнфреймы IBM);
2. Средняя компания продавала компьютеры семьям со средним и высоким достатком;
3. Малые компании продают персональные мобильные устройства всем. Порог входа в самые дешевые смартфоны на Android — от 40 долларов.

Поэтому на рынке будет массовая аудитория на Android и аудитория со средне-высоким достатком на iOS. Вполне возможно, что скоро мы увидим Windows 10 в корпоративном сегменте.

Паспорт

90+ респондентов
32 средний штат компании
Количество платформ, используемых в компании
От 1 до 5
2 в среднем
У Android и iOS есть версии и для носимой электроники. У первого — Android Wear, созданная в первую очередь для умных часов. Из возможностей: работа с голосовым ассистентом Google Now, управление уведомлениями, учет спортивной активности и другое. В 2015 году смарт-часы на Android Wear стало возможным синхронизировать с iOS 8.2 и более поздними версиями.

У iOS — Watch OS, операционная система, разработанная для работы на часах Apple Watch. В последней версии помимо улучшения уже существующих функций появилась поддержка вызовов по wi-fi без iPhone и с помощью FaceTime, а также масса новых возможностей для разработчиков.

Tizen, в свою очередь, больше известна именно как операционная система для часов, телевизоров и фотокамер. Первый смартфон на этой операционной системе был выпущен компанией Samsung только в 2015 году, а второе поколение часов Gear на этой же платформе компания начала производить в 2014. В дальнейшем было выпущено обновление прошивки на Tizen и для Gear первого поколения.

Подписаться на релизы и анонсы

О Тэглайне

Тэглайн — первое и самое крупное русскоязычное аналитическое агентство, исследующее рынок digital-продакшна, мобильной разработки, интерактивного маркетинга и сопутствующих услуг, а также ведущий сервис подбора подрядчиков в этой области. Работает с 2006 года.

Сервисами, рейтингами и исследованиями Тэглайна активно пользуются заказчики сайтов и комплексных digital-услуг всех ценовых категорий, а для русскоязычных бренд-менеджеров и руководителей digital-направлений крупных международных компаний продукты Тэглайна являются ключевым источником информации при выборе компаний для участия в тендерах.

Комментарии для СМИ

Вопросы?

Подписаться на релизы и анонсы

Мне это нравится